Понятие "Корсет".

 

КОРСЕТ (франц. corps - тело). - Подобие будущего корсета, шнуровки, стягивающей и подчеркивающей формы фигуры, можно видеть уже у античных народов. Под хитонами и туниками носились кожаные пояски, подчеркивающие грудь и талию. Подобие корсета в виде самостоятельной части одежды появляется в XIV веке в бургундской моде, подчеркивающей формы фигуры. Тип корсета постепенно меняется параллельно с изменениями идеала женской фигуры и вида одежды. То он был больше, чем современный женский купальный костюм, то делается узким - не больше широкого пояса; то он подчеркивал или приподнимал грудь, то уменьшал и делал ее плоской; то подчеркивал бока, то наоборот, скрывал их, делая мальчишескими (в новейшее время); иногда сужал талию, а иногда оставлял ее свободной или даже полностью нарушал линию талии.

Первая большая эпоха корсета в истории моды наступает с распространением испанской моды с середины XVI до середины XVII столетия. В отличие от бургундской испанская мода полностью сглаживала бюст, корсет же, на каркасе из деревянных палочек, металла или кости, превратился в панцирь, который совершенно деформировал женскую фигуру. Чтобы грудь не развивалась, уже маленьким девочкам накладывали на бюст на ночь свинцовые плиты. В это время корсетом пользовались и мужчины для утягивания талии. Только в середине XVII века под влиянием французской моды снова возвращается обычай подчеркивать бюст и делать большое декольте. Корсеты из шелка, сатина и атласа, украшенные кружевом, представляют собой изогнутую опору бюста; недостатки фигуры скрываются с помощью накладок.

Позднее корсеты приобрели воронкообразную форму и сужались спереди углом; на боках удерживались с помощью каркаса из стальных пружин. Важную роль играл корсет в эпоху рококо, где он вместе с кринолином составлял основу дамского выходного туалета. Форма корсета в то время остается почти неизменной; только корсет, распространенный в Англии, отличался от французского тем, что шнуровался на спине и не затягивался так туго. Французская революция отбросила вместе с другими частями одежды и корсет; это было обосновано философскими и эстетическими доводами (подражание античности и тезис Руссо о возвращении к природе). У английских денди, однако, в это время корсет не был редкостью. После 1810 года он снова вернулся в женскую моду почти на целых два столетия. Производством корсетов уже занимались не швеи, а специалисты - корсетчики, а после 1820 года возникает промышленное производство корсетов. Новую форму они приобретают в конце XIX века, когда в соответствии с модой "sans ventre" они служат, прежде всего, для стягивания нижней части тела. Первым шагом к полной ликвидации корсета, против которого выступали многие врачи, философы и реформаторы со времени французской революции, была реформа парижского короля моды Пуаре, который в 1905 году предложил рубашечный покрой женского платья без корсета. После первой мировой войны корсеты, наконец, полностью исчезают из дамской моды, их заменяют гибкие и легкие грации. Все же время от времени и в современной моде появляется подобие корсета.

Обязательная деталь одежды XIX века - корсет - это предмет одежды для придания фигуре определенной формы. Корсет лепил дамский торс по велению моды. Он то поднимал грудь, то опускал ее, то делал более плоской; подчеркивал талию, убирал живот. Во второй половине XIX века всесильная мода затянула женщин в корсеты так, чтобы совсем не было видно живота. Избавление от корсетных оков принес парижский модельер Поль Пуаре: с 1905 года он ввел в моду платья свободного покроя, их можно было носить без корсета. После первой мировой войны корсет исчезает из дамского обихода.

С давним времен светские дамы уделяли особое внимание своему белью, которое наравне с кутюрными платьями создавалась специально для них из дорогих кружев и шелков. Несмотря на претерпевшую немало изменений моду, появившийся однажды бельевой корсет, по-прежнему, волнует женскую душу и вызывает бурю сексуальных фантазий в мужской.

Благодаря специальному покрою и жестким косточкам корсет обладает самой сильной моделирующей способностью из всех известных ныне предметов одежды. Поэтому, неслучайно корсет до сих пор имеет ореол таинственности и желанности, обещая своей совершенной формой придать такие же восхитительные контурные линии женской фигуре. 

Если вам скажут, что XXвек освободил женщин от корсета, — не верьте. Жанна Пату и Кристиан Диор, Жак Фат и Пьер Бальмен, Тьерри Мюглери Жан-Поль Готье — все великие французские кутюрье шили, шьют и будут шить платья на жестком каркасе, который придает груди пышность, талии —тонкость, бедрам — стройность. Потому что это красиво. Женственно. Сексуально. Потому что пока не придумано еще другого способа в минуту придать женскому телу совершенные формы. Впрочем, корсет в классическом смысле этого слова (жесткий пояс на шнуровке, охватывающий торс и стягивающий его от груди до бедер) встречается все реже. Его заменяют боди, грации и бюстье.

Самым древним прототипом корсета следовало бы считать жилеты-корсажи, которые во втором тысячелетии до н. э. носили жительницы Крита. Корсажи стягивали талию женщин в рюмочку, а их глубокий вырез приподнимал грудь, оставляя ее совершенно обнаженной. Греки и римляне проповедовали природную красоту, тем не менее под хитонами гречанки носили узкий кожаный ремешок, подчеркивающий талию, а римские матроны, особенно в период заката Империи, не гнушались кожаными поясами со шнуровкой, позаимствованными у варваров-германцев. 6 европейской моде первое подобие корсета появилось лишь в ХIII-ХIV веках. Это был глухой кожаный лиф, скроенный точно по фигуре. Чтобы он теснее прилегал к телу, его шнуровали спереди или застегивали сзади на ряд пуговиц. Лиф сильно сплющивал бюст, стягивал талию и придавал фигуре силуэт, напоминающий в профиль буквуS. Обычно его надевали поверх нижней рубашки, но не возбранялось носить его и на голом теле, слегка распустив шнуровку, чтобы кавалеры могли беспрепятственно коснуться рукой груди девицы или дамы — в те времена этот жест считался лучшим комплиментом женской красоте.

Классический корсет — каркас из деревянных палочек или металлических пластин, обтянутых тонкой замшей, — был изобретен в Испании в середине XV века. Грудь, таким образом, была полностью сглажена; платье, надетое поверх подобной конструкции, сидело без единой морщинки. Считалось, что женщина, облаченная в подобный панцирь, будет строже блюсти свою добродетель. Носить жесткий корсет было больно, тем не менее от него не отказывались. Более того, уже с подросткового возраста девочкам начинали бинтовать бюст эластичными лентами, в которые были вшиты свинцовые пластины, — чтобы грудь не формировалась вовсе. В XVIII веке корсет укоренился окончательно. Тогда его делали из китового уса или рыбьей кости, а предназначался он для того, чтобы как можно выше приподнять грудь. Корсет безжалостно отодвигал назад плечи и руки, заставляя свою хозяйку сильно прогибаться в спине. Декольте было так глубоко, что обнажались соски. Выходить на улицу и посещать церковь в таком виде не возбранялось. Напротив, в хрониках Лондона начала XVIII века сохранилась запись о трех молодых сестрах, которые каждое утро прогуливались по аллеям вокзала в платьях, открывавших бюст целиком; горожане восхищались девушками: "Почтенные матери приводили своих дочерей взглянуть на такую красоту, а мужчины спорили, кому из сестер присудить пальму первенства, и никак не могли столковаться".

В 70-е годы XIX века, когда в женскую моду вошли облегающие юбки с тюрнюром и шлейфом, была изобретена новая форма корсета — длиной до бедер. Теперь корсет не только утягивал талию (до 40 см) и подчеркивал бюст, но и стягивал нижнюю часть живота. Весил он несколько килограммов. Женщина в нем едва могла дышать и совершенно не могла нагнуться. А лишний тур вальса, игра в волан или катание на велосипеде иной раз заканчивались для дам летальным исходом. Смертельных случаев было так много, что в конце 90-х годов позапрошлого века даже пришлось издать указ о запрещении носить корсет во время занятий спортом.

Конец более чем трехсотлетней эпохе корсета положил французский кутюрье Поль Пуаре. В 1905 году он ввел в моду платье рубашечного покроя. Под такие наряды дамы стали носить "корселет" — легкую и гибкую грацию из каучука с эластичными пажами и бюстье. Но от моделирования фигуры женщины тем не менее не отказались. Перед первой мировой войной эта грация делала плоским живот и необычайно пышными ягодицы. В 20-е годы, во время господства стиля garcone, она сглаживала грудь и утягивала бедра, придавая фигуре мальчишескую стройность. Примерно в эти же годы производство корсетов было поставлено на поток, а в Париже открылся первый корсетный магазин — он шокировал обывателей тем, что на его витринах красовались откровенные — в бантах и кружевах — модели. Небывалый взлет популярности корсет пережил в 50-е годы XX века. В эпоху стиля NewLookсчиталось неприличным выходить из дому без грации или корсажа. Состоятельные дамы покупали корсеты исключительно"от Диора" — из шелковой сетки, укрепленные двадцатью четырьмя китовыми усами, с жестким конусообразным бюстгальтером. Остальные женщины носили так называемый"двойной каркас" — бюстгальтер с остроконечными чашками и эластичный корсаж, который начинался под грудью, а заканчивался у бедер. Правда, корсаж имел досадное свойство сползать с торса и скручиваться по краям, но с этим боролись, закрепляя его сверху жесткой лентой, а снизу — тугим поясом для чулок.